Википедия автостопа - свободная энциклопедия
Донецкая областная молодёжная организация «Клуб автостопа «Магістраль»
НА ГЛАВНУЮ!

НОВОСТИ

НАШИ ЛЮДИ

НАШИ ЭКСПЕДИЦИИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПРОЕКТЫ

ОБУЧЕНИЕ НОВИЧКОВ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ О ДОНБАССЕ

КОНТАКТЫ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ФОРУМ

СТРАНИЧКА ГУСАРА

НАШИ ЭКСПЕДИЦИИ

ЕНИСЕЙ-2001

Проходила 5 июля - 25 августа 2001 года, 52 дня, протяженность 13435 километров. Участник: Александр Дмитриевский (Донецк). Маршрут: Донецк - Луганск - Миллерово - Воронеж - Саратов - Маркс - Самара - Уфа - Месягутово - Красноуфимск - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Лесосибирск - Дудинка - далее вверх по Енисею до точки 72 Nord - 83 Ost с возвращением в Норильск. Обратный путь Норильск - Москва был проделан на рейсовом самолете, от Москвы до Донецка - автостопом.

Путь до Красноярска слишком банален, чтобы о нем рассказывать - это часть Великого Байкальского Автостопного Пути, ходили его многие.

Первое Приключение случилось под Большой Муртой, на родине знаменитых альпинистов братьев Абалаковых. Там на посту ГАИ впервые за всю дорогу доблестные работники милиции потребовали показать документы, и начали утверждать, что ездить автостопом ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ, а потом попытались оштрафовать и меня, и водителя! На мою просьбу назвать статью закона они уклонились от ответа, сославшись на какую-то телефонограмму (показать отказались). Тогда сообщаю им, что автостоп 31.03.01 Госкомспортом РФ официально признан видом спорта (на самом деле в тот день ТССР его признал всего лишь видом спортивного туризма), и что не может же федеральный госкомитет принять противозаконное решение... Сержант не выдержал, убежал за начальником... Появляется жабообразный майор (майор-на-дембель, как шутят в армии), который возвращает документы и пытается принести свои извинения... Его угодливость становится отвратительной (как же - все университеты майора состоят из двух лет армии и трех лет школы младших офицеров ГАИ, право он знает не лучше китайской грамоты, а тут, на свою голову, обидел, страшно сказать, человека, знающего законы лучше него - теперь не то, что работы придется лишиться, а еще, чего доброго, и денег откупиться не хватит!), мы с водителем прыгаем в кабину и прощаемся с негостеприимными стражами порядка...

Этот инцидент весьма наглядно показал, что несмотря на официальное признание в России, автостоп как вид туризма все еще продолжает оставаться на полулегальном положении. В личной практике автора уже после этого были случаи, когда представители власти начинали спрашивать, например, разрешение на автостоп (в Криве, на украинско-молдавской границе) или маршрутный лист (под Белгородом). Думается, что полезно было бы каждому туристу вообще, и автостопщику особенно, иметь при себе копию такого постановления со ссылками на официальное издание.

В лесосибирском порту пришлось провести около двух суток в ожидании каравана барж в Дудинку. Надо сказать, что Лесосибирск - не Сергино, там все дальние пароходы бросают якорь на рейде, у причальной же стенки швартуются только рейдовые суда. То есть для того, чтобы переговорить с капитаном нужного тебе судна, надо найти идущую туда оказию и договориться с ее начальством. В Сергино было на порядок проще - там все пароходы стоят у причала, подходи и договаривайся.

Гидростоп облегчился тем, что на борт одной из барж со щебнем погрузили яхту "Мангазея", перегоняемую из Красноярска в Нефтеюганск. При помощи такой уникальной конструкции 25 июля 2001 года состоялось первое автостопное достижение Таймыра.

Попытка уйти на на океанских пароходах не увенчалась успехом, ибо подсадкой на суда в Дудинке занимается морское агентство, слишком дорого берущее за свои услуги. В обход агентства договориться оказалось невозможно, поэтому пришлось продолжить свой путь яхтостопом на старой знакомой "Мангазее". Пропуск в погранзону оформили без проблем.

Яхтостоп - самый простой вид езды на попутных судах, ибо требует меньше всего бюрократической волокиты, достаточно только личной договоренности с экипажем. Но если вы собрались гидростопить маломерное моторно-парусное судно, то знайте, что в пассажирах на борту не нуждаются. Поэтому от гидростопщика требуется целый ряд достоинств. Вот они:

1.Парусная подготовка - умение работать с парусами и рулем не нарабатывается за 5 минут в условиях шторма, на это надо 2-3 недели практики.

2.Навигационная подготовка - умение разбираться в морских, а не только игральных картах. По пачке "Беломора" судно далеко не проведешь...

3.Вестибулярная устойчивость... Это не только стойкость против так называемой морской болезни, которая нарабатывается практикой... Это еще и простое умение держать равновесие... Учтите, что маломерное судно в жестокий шторм будет швырять, как щепку... Когда волнение моря составляет три балла, на большом пароходе оно почти незаметно, если не считать легких вибраций. На яхте три балла - это солидная болтанка... И в эту болтанку надо надо стоять вахты и авралы... Вестибулярный дискомфорт - страшная вещь, ибо способен лишить силы воли даже опытного морского волка... А потом появляются "летучие голландцы" без экипажа...

4.Здоровье... Сами понимаете, что суперромантические сцены на яхтах для новых русских, которые обильно показывает реклама, весьма далеки от реальности. Яхта - это особый распорядок дня, где каждый несет восьмичасовую дневную и четырехчасовую ночную вахты, но и оставшаяся половина суток может быть конфискована у яхтсмена очередным авралом. Это постоянная сырость, от которой просто невозможно избавиться. Это далеко не самое диетическое и регулярное питание. Одним словом, все условия, чтобы заболеть при полном отсутствии медицинской помощи на борту.

5.Запас времени... Скорость яхты редко когда превышает 5 узлов.

Мой опыт яхтостопа оказался, мягко говоря, весьма нелегким. Нам удалось достичь семьдесят второй параллели, где из-за технических неполадок "Мангазее" пришлось повернуть в Дудинку.

Заходили в Воронцово, Байкалово и Караул. Население поселков поголовно пьяное, но на редкость добродушное. Охотно приглашали в гости, угощали пудовыми осетрами и морошкой. В каждом дворе - здоровенная псина, с теленка размером. На постороннего человека - ноль внимания, не то, что материковые шавки... В одном из домов, когда я выходил на телефонную станцию, хозяин попросил меня замкнуть дверь. Ключ, говорит, висит рядом с замком, на цепочке. Интересуюсь, зачем тогда такой замок, что его каждый может открыть. Оказалось - от ветра... Так же, как и собака во дворе - от волков, а не от людей... Весь берег усыпан сардониксом - как в песне индийского гостя из знаменитой оперы - вначале я его принял за янтарь, но сей камень оказался тяжелее воды...

По возвращении в Норильск пробую улететь авиастопом. Два пассажирских рейса на Москву и Уфу уходят пустыми, пилоты соглашаются взять, даже бесплатно, но охрана пропускать к трапу не желает. К абаканскому рейсу пролез через багажное отделение, забрался на борт, но был замечен, снят с самолета, и оштрафован на 400 рублей. После этого решил судьбу не испытывать и улетел в Москву по билету. При вылете у меня спросили регистрацию, но пропуск в погранзону, в котором в графе "цель посещения" стояла отметка "спортивный туризм", послужила веским доводом моей благонадежности.

Просмотреть технический отчет

• Программирование: Юрий Жиловец
• Составление: Александр Дмитриевский
• Техническая поддержка: Вячеслав Галиченко