Донецкая областная молодёжная организация «Клуб автостопа Магістраль» | |
НА ГЛАВНУЮ!
НОВОСТИ НАШИ ЛЮДИ НАШИ ЭКСПЕДИЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТЫ ОБУЧЕНИЕ НОВИЧКОВ ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕОГАЛЕРЕЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ О ДОНБАССЕ КОНТАКТЫ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ФОРУМ СТРАНИЧКА ГУСАРА |
НАШИ ЭКСПЕДИЦИИСАЛЕХАРД-2000Даты проведения - 16 июля - 22 августа 2000 года, 37 суток, протяженность 8370 километров. Участники: Александр Дмитриевский и Александр Стонаев. Маршрут: Донецк - Москва - Казань - Пермь - Березники - Горнозаводск - Качканар - Серов - Карпинск - Ивдель - Приобье - р.Обь - Салехард - Воркута - Хальмер-Ю - Воркута - Ухта - Киров - Яранск - Нижний Новгород - Москва - Донецк. От Донецка до Перми участники экспедиции ехали раздельно. От Перми до Яранска - совместно, после - опять раздельно. Первой целью экспедиции было автостопное прохождение самой северной трассы через Уральский хребет. По картам таковой был старинный Бабиновский тракт, пролегший из Яйвы через Кизел и Кытлым до Карпинска. Но, так как по сведениям пермских и березниковских туристов, данная трасса для автомобильного движения не используется с конца 70-х годов, то было принято решение попытаться пройти более южную дорогу, ведущую из Горнозаводска в Качканар. Эта трасса в настоящее время представляет собой асфальт между Горнозаводском и Теплой Горой, а также на подъездах к Качканару. Все остальное - грунтовка. Поток машин - от 3 до 5 в час, но останавливаемость тяготеет к 100%. Hа сей дороге наличествуют рельсовозные машины (разбирается ветка Вижай - Верхняя Усьва), а также следующие в Качканар микроавтобусы. Отлично работает ночной стоп. Когда на пыльной грунтовке появляется чудище в светящемся комбезе, то не надо ему мигать циклопом - и так все будут останавливаться... А если мигнешь - то уедешь даже в переполненной машине. Самое гадкое место на данном автобане - асфальтированный участок между Горнозаводском и Теплой Горой. Может быть насыщен одним локалом, по вечерам к тому же пустынен. Днем из Горнозаводска на Теплую Гору идут асфальтовозы - строят новую дорогу через Урал. Деньгопрошение со стороны водителей на этой трассе, о котором нам рассказывали в Перми целые саги, оказывается не более, чем мифом. Сейчас этого грунтового автобана уже нет - в 2003 году его закатали в асфальт и сделали участком строящейся магистрали Пермь - Серов - Ханты-Мансийск. ...Возле поселка Теплая Гора нас подобрал пожилой человек на уазике-"чебурашке" (так местные зовут микроавтобусы). У него в эту ночь были великие неприятности - вытаскивал пьяного коллегу из грязи, да сам в ней увяз. Часов десять ему пришлось простоять в ожидании помощи. За это время запасы еды успели закончиться. Узнав об этом, мы поделились с водителем продуктами. Обедали у столба "Европа-Азия" - ракеты из металлолома, символизирующей границу двух континентов. По прибытии в Качканар, в качестве ответного жеста женой водителя нам был выставлен целый тазик смородины... От Качканара до Ивделя ехали по Ельцинскому БАМу - Большой Автомобильной Магистрали, соединяющий север Свердловской области с центром. Свое название сей автобан получил в честь не нуждающегося в особом представлении инициатора строительства. Скоростная бетонка, переходящая после Карпинска в гравийку... Трасса проходила мимо секретного города Лесной. Приоткрыв окно автомобиля украдкой делаю несколько кадров на память. Когда проявил пленку, то на них не оказалось изображения - настоящий город-призрак. В Краснотурьинске нас окружали толпы зевак. Представьте себе серый промышленный город на Урале. Безликие улицы, застроеные домами в стилях "репрессанс" (он же "сталинский вампир") и "хрущевское баракко". Одноообразные будни на заводе и выходные в пивнушке. И погода ко всему под стать - унылая, с моросящим дождиком. И вот по такому городу двое в ярких красно-оранжевых комбезах, наверное с Луны, а то и с Марса свалились... Выяснилось, что перед этим ОРТ показывало сюжет об автостопщиках, разумеется, его героями были не мы. Трудно передать удивление краснотурьинцев, узнавших, что эти двое свалившиеся с Луны неплохо осведомлены и про их выдающегося земляка-изобретателя радио, и про то, что Богословский алюминиевый завод, дающий работу большинству жителей города, вступил в строй одновременно с капитуляцией гитлеровской Германии... Потом, наверное до самого Ивделя, все подвозившие нас водители задавали нам один и тот же вопрос: "Случаем не вы гуляли по Краснотурьинску? А то уже весь Урал только и говорит про двоих в красном..." От Ивделя трассы летом нет (впрочем, сейчас, на ноябрь 2004 года, строителям остается проложить всего 120 километров дорожного полотна), поэтому ехали на платформе с машинами, пристроившись между "Нивой" и трактором. Поначалу пытались впроситься в локомотив, но там в задней кабине уже ехало семь охранников, не имевших возражений относительно нашего проезда в каком-нибудь из вагонов. Владельцы машин были тоже не против нашего нахождения на платформе. Это создавало нам имидж рабочих, сопровождавших трактор, и снимало массу лишних вопросов. В Сергино нас встретил поголовно пьяный, но дружелюбный персонал порта. Появление людей в ярких одеждах вначале вызвало некоторое замешательство среди руководства - те подумали, что началась коллективная белая горячка. Горько говорить, но пьянство среди северян - самая страшная болезнь. Если раньше, в советское время, с 1 мая по 7 ноября, на период навигации запрещалась продажа спиртного, то сейчас - хоть залейся. Достаточно часто приходилось наблюдать, как едва стоящий на ногах бригадир гонит пинками ползущего на четвереньках стропальщика на погрузку баржи, которую завтра утром надо во что бы то ни стало отправить. Особенно тяжело обстоит дело с пьянством у представителей малых народов. Водка - наверное единственное "достижение" европейской культуры, прочно укоренившееся и среди жителей Крайнего Севера, и среди американских индейцев, и среди аборигенов Австралии. А если учесть, что охота составляет важную отрасль хозяйства коренного населения, и оружие там есть почти у каждого, то остается представить сколько горя в те края приносит дробовик в руках пьяного... ...Через двое суток ожидания мы, наконец, поступили на газпромовский ледокольный буксир внештатными матросами. ...В Шурышкарах пришлось менять моториста. Старого забирают на другой пароход, а нового все нет и нет. Hаконец, появляется "уазик-козлюша". Оттуда выходит семейство - совершенно молодые родители, лет по 36 каждому, не более, и их чадо, совершенно "синее", штаны в грязи, бьющееся в истерике и умоляющее папку-мамку не отдавать его на пароход. Однако, универсальный родительский слезоременной аргумент берет свое, и чадо вписывают в судовую роль. Прошло совсем немного времени, и мы все подружились с новым мотористом. Оказалось, что парня зовут Максим, и что у него это третий рейс. Идти работать ему не хотелось - наклевывался день рождения у друга, погулять охота. Другой веской причиной нежелания было плохое отношение команды в двух предыдущих рейсах. Hа первом пароходе его постоянно материли, а на втором ему довелось даже линьков отведать (в данном случае имеется в виду не сорт вкусной озерной рыбы, в Оби не водящейся, а кусок тонкого каната)... Ко всему, Максим ничего не умел, даже еду приготовить, а поэтому был очень удивлен тому, что здесь его никто не бил, не ругал, наоборот, капитан стоял вместе с ним вахты, подсказывая в трудных ситуациях, механик показывал всякие премудрости обращения с машиной, а внештатные матросы - с камбузом... В Салехарде нас ждали астрономические цены на еду, впрочем, соответствующие местной зарплате. Забегая вперед скажу, что в более северной Воркуте продукты в то время стоили дешевле, чем в Донецке! Впрочем, гостеприимство местных жителей компенсировало этот недостаток - нас угощали всевозможными местными деликатесами, а также шоколадными конфетами, производителем которых, судя по надписи на обертке, была... Донецкая кондитерская фабрика. ...Люди в Салехарде поголовно ездят "зайцами" - автобус по городу и паром в Лабытнанги платные, но поддержание сознательности пассажиров в таком богатом регионе как Ямал, обходится дороже, чем дотирование их несознательности. ...Белой полярной ночью мы ехали из Лабытнанг в Воркуту. Машинист тепловоза устроил нам экскурсию по Полярному Уралу. 200-километровая ветка Чум - Лабытнанги представляет собой уцелевший участок Трансполярной магистрали Чум-Салехард-Игарка, ударными темпами строившейся на костях сотен тысяч заключенных в 1949-53, и так же быстро позабытой в последующие годы. Эта ветка - собрание живых реликтов. Последний паровоз на ней перестал работать лет восемь назад, года полтора как деревянные мосты заменили железобетонными, архаические семафоры вывели из эксплуатации всего за два месяца до нашего приезда (какая досада, не застали!!!), жезловая система осталась до сих пор... ...Из Воркуты наш путь лежал в Хальмер-Ю - заброшеный людьми город в тундре. По дороге нам пришлось попасть в автостопное "кэмел-трофи" по тундре на гусеничном вездеходе, где мы примостились, как на броне танка. Еще большее впечатление произвел самодельный автомобиль с мотоциклетным двигателем и шинами от камаза, который туземцы именуют "каракат". Незабываемая вещь - свободное парение между железным потолком и деревянной скамейкой... ...Хальмер-Ю. В переводе с языка коми - "мертвая река". Пророческое название. Апокалипсис шахтерского края. Когда-то здесь была жизнь. Умирать поселок не собирался - в двух недостроеных домах многие квартиры были почти готовы к сдаче под ключ. Но в 1996 году шахту закрыли. Невыгодной оказалась. Люди, работавшие на ней тоже оказались невыгодными для власти - их отселяли в принудительном порядке. Сталинскими методами. И это когда Ельцина на второй срок избирали! В поселке осталось много брошеных бывшими владельцами голодных и озлобленных собак. Одно время даже не давали разрешения на охоту тем, кто не участвовал в отстреле бездомной псины. Сейчас Хальмер-Ю посещают разве что туристы, охотники да собиратели цветного металла... От Воркуты до Ухты локомотивный стоп успел испортиться, машинисты брали крайне неохотно. Поэтому в Ухте с радостью переходим на трассу. Нас подгоняет время... Но Север не хочет отпускать - водители приглашают нас на чай, который обычно плавно переходит в помывку в бане...
|
• Программирование: Юрий Жиловец
• Составление: Александр Дмитриевский • Техническая поддержка: Вячеслав Галиченко |