Википедия автостопа - свободная энциклопедия (проект закрыт)

Донецкая областная молодёжная организация «Клуб автостопа Магістраль»

НА ГЛАВНУЮ!

НОВОСТИ

НАШИ ЛЮДИ

НАШИ ЭКСПЕДИЦИИ

МЕРОПРИЯТИЯ

ПРОЕКТЫ

ОБУЧЕНИЕ НОВИЧКОВ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ О ДОНБАССЕ

КОНТАКТЫ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ФОРУМ

СТРАНИЧКА ГУСАРА

НАШИ ЭКСПЕДИЦИИ

ДОНЕЦК-ИГАРКА 2008, ОТЧЁТ

НАКОНЕЦ-ТО! После всех геморроев, геморройчиков и геморроищ старт Экспедиции «Донецк – Игарка 2008» состоялся.

Разрулив все возникшие проблемы, наиважнейшей из которых была – поиск флага Донецкой области, 19 февраля в 6.00 я отбыл на автобусе с южного автовокзала в сторону Ростова (Бродяга отвалил от меня ещё раньше, и теперь ждёт сигнала «на старт» в объятиях любимой девушки в Костроме).

О всех перипетиях сборов можно было бы написать отдельную книгу с названием «Хождение по мукам», я же ограничусь только упоминанием одного момента. ПОЗОР чиновникам Донецкого ОблСовета, ОблГосАдминистрации, Управления по вопросам физкультуры и спорта, которые две недели отфутболивали нас друг к другу, и так и не смогли предоставить флаг Донбасса (справедливости ради следует отметить, что сопроводительное письмо они всё-таки подписали), и огромное СПАСИБО руководителю общественной приёмной Донецкого Областного отделения Партии регионов Бухтияровой Валентине Алексеевне, которая не только «поставила на уши» всех и вся в попытках раздобыть флаг, но и выделила из своего кармана 50 гривен на приобретение флага для Донецкой областной федерации спортивного туризма, когда единственным вариантом осталась его покупка. Во многом благодаря ей флаг Донбасса, несмотря ни на что, ВСЁ-ТАКИ едет с нами.

Ещё дома, глядя на размеры рюкзака, а в особенности спинным мозгом ощущая его вес, я задумался: «А ничего ли лишнего?..» Ну, вроде бы ничего, способного серьёзным образом изменить его габариты, на ум не приходило. Что ж, на ближайшие полтора-два месяца это единственное что поможет моему существованию, если конечно не считать доброты людей и окружающего мира.

Погрузив свою невыспавшуюся тушку в автобус, я занялся тем, чем и должен был заняться человек в подобной ситуации, а именно – сном. Получалось плохо. По мере подъёма солнца над горизонтом, мои ощущения всё больше напоминали ощущения курочки в гриле. Еще чуть-чуть, и начну покрываться румяной корочкой. Да, пожалуй, один пуховик – тот, что для города, полегче – лишний, да и штанишки тонкие можно было бы взять одни. Надо будет в Ростове или в Москве подразгрузиться на вписке.

На границе мой рюкзак произвёл лёгкую панику среди таможенников, однако, несмотря на это, особых проблем с прохождением границы не возникло. Стандартные ответы на вопросы «кто, куда, зачем?» – их удовлетворили. Что ж, слава Джа! Здравствуй Россия!

В Ростове меня ждал грандиознейший облом!!! Собственно говоря, ехал я туда, совершая изрядный крюк, исключительно за интересной жидкостью С2Н5ОН, кою мне должен был подарить мой давний товарищ из Минеральных Вод. Но, как говорится, всё нужно делать вовремя (товарищ Дмитриевский должен был переправить оную жидкость из Минеральных Вод в Ростов еще недели две назад, но по разным причинам не сделал этого), а мой товарищ из Мин Вод не смог передать её мне в Ростов в срочном порядке. Так что, товарищ Дмитриевский, трепещи! По возвращении буду совершать над тобой акт насилия в извращённой форме.

Вписался я в Аксае у Миши, адрес которого подогнал уже упомянутый тов. Дмитриевский.

Оказавшись утром на трассе в состоянии лёгкой эйфории, я принялся совершать нелепые телодвижения руками в надежде поймать машину. Машины не ловились целый час. Неужели с нового года автостоп отключили за неуплату?.. Может, конечно, его и не отключили, но подпортили изрядно. За первый день я проехал всего 250 км. Маловато... А ведь вечером меня ждали в Воронеже.

Заночевать пришлось в кафэшке на границе Ростовской и Воронежской областей. Всю ночь я развлекал работников оного заведения рассказами об автостопе и дальних путешествиях, меня за это поили кофе, пивом и кормили всякими вкусняшками. Как только рассвело, я пошёл на трассу. Прямая фура до Москвы. Воронеж пришлось проехать мимо. В пол двенадцатого ночи я разбудил Димку Москаля своим появлением и, вписавшись у него, наконец-то ВЫСПАЛСЯ.

Наутро занялся проверкой почты (электронной, разумеется). Письмо от президента ДонОФСТ Самуси С.И. с просьбой напомнить всей туристической общественности Донецка о необходимости сбора средств за флаг Донбасса, который благодаря стараниям и финансовой поддержке, уже упомянутой Валентины Алексеевны, является теперь собственностью ДонОФСТ, что я с удовольствием и делаю. Господа туристы, берите пример с Валентины Алексеевны.

Утром 23-го февраля в Москве началась весна. Сказать, что было тепло и всё таяло, значит не сказать ничего. Было просто жарко. По улицам текли ручьи, а лёд на тротуарах был покрыт равномерным слоем воды, что создавало идеальные условия для падения. Вот с такими геморроями мне пришлось покидать столицу нашей бывшей родины.

Как известно, с наступлением весны в природе всё оживает. Ожил и автостоп. Я простоял на МКАДе не более 10 минут и сразу же уехал до поста ДПС перед Балашихой на Горьковской трассе. Раньше этого поста не было, теперь же на горьковском направлении появилась хорошая позиция.

Результаты не заставили себя долго ждать. Опять легковушка, на этот раз до Ногинска, а оттуда легковушкой до Владимира. Начало владимирской объездной – отвратительнейшая позиция. Мокро, ветрено, грязно. «Ж...!» – подумал я, и тут же застопил микроавтобус с охранниками до Нижнего.

23-е февраля – напомнили они мне, и угостили водкой. 200 км в приятной компании пролетели незаметно. Они сворачивали на Саранск, и я опять остался на плохой позиции, и опять тут же застопил тачку с таксистом, который сам объяснил мне мою автостопную сущность и отвёз меня до поворота на Казань БЕСПЛАТНО.

Там я слегка подзавис. Начинало темнеть, и в моей голове возникли пораженческие мысли: «А не пойти ли на железку?..» «Нет, не пойти» – весело проскрипела тормозами останавливающаяся фура. 66-й регион. Ура! С водителем, которого звали Сергей, я и проехал за 2 дня оставшиеся 1000 км, почти до Перми. В Перми я был вечером 25-го.

Следующие 4 дня ушли на встречу с одноклассниками, «пускание ностальгических слёз» в местах, где прошло моё детство, прогулки с Бродягой и прочую дребедень. Кстати, вписывался я в Перми у своего институтского друга. Там у него живет настоящий живой крокодильчик, с этим крокодильчиком я знаком уже 12 лет. За это время он слегонца подрос, и уже плохо помещался в своем небольшом террариуме. Наверно, поэтому он пытался оттуда постоянно удрать, производя при этом много шума и пугая по ночам отнюдь не робкого Гусара.

Утром 1-го марта я снова был на трассе. 7 часов – и я в Ёбурге, без особых проблем и финансовых затрат. На вписке меня ждали Бродяга, блины и приятная компания.

Компания оказалась действительно очень приятной, давно я так не отдыхал душою на вписке. Автостопщики, журналисты, ролевики, барды... Всё смешалось кони, люди... но было очень весело. Лёгкое вино, гитара, чай. Я почитал стихи, попел песни, послушал других... в общем, спать разошлись в полпятого.

Утром подъём в семь!.. Бродяга пытался проспать, я ему не позволил – невероятно!.. я, да и не проспал!!! Что ж, чудеса ещё не отменяли... Позавтракали и на трассу. Час пешего ходу и мы на объездной. Позиция – так себе... Пять минут, и как Гагарин – поехали!

Поехали мы для начала весьма неплохо. Локал, но долго нигде не висели. 5 – 10 мин. – 30 км, 5 – 10 мин. – 30 км. Через сто с лишним километров надоело. Где прямая машина до Кургана?.. Где-то подзависла. В Каменск-Уральском решили пообедать. Впереди просматривалась вроде бы неплохая позиция за переездом.

Остановились около гаража, перекусили и за переезд... А позиции то и нету... Вовсе. Идём по дороге, вдоль бесконечного забора, попутно подголосовываем. Остановился крутейший Лэнд Ровер, сам... «Ребята, давайте мы вас подвезём километров 50» – мы возражать не стали. Игорь, так звали драйвера, ехал с женой в противоположную сторону, к каким-то родственникам, увидел нас, захотел пообщаться, развернулся и провёз нас до Катайска. Всю дорогу мы его «грузили» прелестями автостопа. Он, раскрыв рот, только слушал, периодически выдавая междометия: Ах! Ох! и Нифига себе! На прощание мы сфотографировались и, попрощавшись у поста ГАИ, остались стопить, а Лэнд Ровер, развернувшись, уехал назад. Здесь мы опять чуть-чуть повисели и опять продолжили путь на локале. Зависли мы в очередной раз под Далматово. А туда нас привезла интересная компания, состоящая из трезвого водителя Валеры, выпившего добродушного пассажира Ивана, и пожизненно трезвого кота по имени Карась. Всю дорогу Иван поддерживал свой драйв пивом, периодически причащая и меня, понятное дело, отказаться я не мог. Под Шадринском уже начинало темнеть, и мы принялись с Бродягой со всей силой красноречия выяснять, что же делать дальше (были маленькие разногласия в жизненных позициях). Бродяга предлагал ехать вперёд до упора несмотря ни на что, я же предлагал не спешить, и рассмотреть альтернативные варианты. Наш спор прервал скрип тормозов. Еще одна машина – и мы на 40 км ближе к Кургану. Но ведь остается еще сотня, а на улице уже темно, позиция не освещенная... И вообще ничего веселого. «Эх, повисим!» – подумал я и принялся натягивать на себя пуховик. Бродяга в это время остановил автобус и за 10 секунд общения с водителем договорился о бесплатном проезде до Кургана. Вот тут-то я, в очередной раз, уверовал в АВТОБУСНЫЙ СТОП!!! Прогулка по Кургану и мы на вписке. Ура, товарищи! Джа в очередной раз дал нам всё!

Рассчитывая задержаться в Кургане на несколько дней, мы решили искать вписку через hospitalityclub нашли вариантов 7-8. На первом же из них нас согласились вписать, правда, сначала отнеслись осторожно. Мы объяснили кто мы, откуда, зачем. Через 15 минут нам перезвонили и бодрым голосом сказали: «Ребята, мы вас нашли в инете!» Больше проблем не возникало. Да здравствует правильный пиар!

На другой день, с утра, мы рванули в пограничное управление. Наших пропусков там не оказалось. «Ж...» – в очередной раз подумал я, и принялся терроризировать всех и вся в оном заведении. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже вечером нам пообещали, что через день-два пропуска будут готовы. Так оно и получилось. Уже вечером 5-го марта пропуска были у нас. Огромное спасибо полковнику Данилову Ивану Анатольевичу и Веронике, фамилию которой, к сожалению, я не запомнил. И вообще в Курганском погранотряде к нам отнеслись очень вежливо, в отличие от наших чиновников, которые за редким исключением, к сожалению, хамы, особенно военные.

Забрав пропуска и погуляв по городу, вечером мы собрались, и были абсолютно готовы наутро стартовать. Я же ещё успел, благодаря нашей хозяйке Ане, съездить на конюшню и осуществить свою сокровенную давнюю мечту – покататься на живой настоящей лошади. Она была белая, и звали её База. Наконец-то сбылась мечта идиота.

Утром 6-го марта, мы проснулись, позавтракали и, попрощавшись с хозяевами, покинули гостеприимный флэт. Пол часа на автобусе, и мы за Курганом. Проехали классную позицию, ругнулись и пошли назад, вдоль дороги, обдаваемые грязью проходящих мимо машин. До кольца, где была хорошая позиция, мы не дошли. Бродяга застопил прямую тачку до Тюмени.

На тюменской объездной было грязно, мерзко и противно. Пришлось пешком немного понапрягаться с рюкзаками. Но, как известно, Джа дает нам всё, две тачки – и мы за Тюменью. Не успел я, как следует оглядеться, как остановилась машина с двумя молодыми людьми и забитым под завязку багажником. Как мы с Бродягой и двумя огромными рюкзаками вместились в эту тачку, до сих пор остается загадкой. Но тачка ехала до Ноябрьска, а это 1200 км. «В Тобольске я высажу парнишку, и станет полегче» – обнадежил нас водитель. Денис, так звали драйвера, сам в прошлом, да и теперешнем, автостопщик, поэтому общих тем для разговоров у нас оказалось предостаточно. После Тобольска и впрямь полегчало, товарищ Дениса вышел, и мы почувствовали себя кумовьями короля. Денис шёл в паре с другой машиной и дико ругал её медленную скорость, и осторожного водителя. По его словам, в Ноябрьске мы должны были бы быть ночью, а из-за его друзей попали туда только утром. Кстати, Денис и Сергей рассказали нам много интересно о Ванкорском месторождении и зимниках ведущих к нему. По его словам уже через два дня мы должны были бы быть в Игарке. Что ж поживём – увидим.

У поворота на Ноябрьск мы попрощались, пожали друг другу руки и расстались. Полторы тысячи км за сутки, для мужской двойки – неплохо. Позавтракали в кафе и стопить. Закон гармонии: после дальней тачки – локал. За следующий день мы проехали всего лишь километров 300 до Тарко-Сале. Кругом уже ощущался север по полной. Низкие корявые деревья, заменявшие здесь лес, снег без всяких признаков таяния, мороз. В общем, вот оно. Под Тарко-Сале наши с Бродягой мысли в отношении дальнейших действий, опять разошлись. Было начало шестого, вроде бы ещё не темень, и Бродяга предлагал двигаться дальше. Я же, не видя никакого смысла оказаться посреди Коротчаево ночью, предлагал залечь. Победил Гусар. Мы прошли по заброшенной дороге метров 50 и, не углубляясь в лес, поставили палатку прямо посередине. Морозец был лёгкий, и без особых проблем мы устроились на ночлег. Даже решили не использовать спальники-вкладки. Натопили воды из снега, приготовили ужин и баиньки. Ночью было как-то некомфортно холодно а, утром проснувшись, я удивился тому, что вся палатка изнутри была покрыта инеем. «Наверно что-то не то с палаткой» – подумал я (обычно палатка покрывалась инеем только снизу, а вверху была просто мокрой, и чем выше был уровень инея, тем ниже была температура на улице). Мы позавтракали и начали собираться. На холоде ты чувствуешь и ведёшь себя очень заторможено, поэтому собирались мы долго. Сделали гречневую кашу и кофе в термосах, собрали вещи, и я вышел прогуляться на свежий воздух. Снег под ногами поскрипывал, как-то подозрительно. «Андрюха, а на улице морозец градусов 10 – 15» – сказал я. «Да ну, не больше пяти» – возразил Бродяга, гулявший вокруг палатки пятью минутами раньше. На том и порешили. Собрали палатку, и на трассу. Пока я продирался сквозь снег, Бродяга застопил машину до Коротчаево. Сели в нее, я взглянул на бортовой компьютер и о...л: – 30! «Это что, – сказал водитель, – ночью было – 36». Так вот откуда иней во всей палатке. Что ж, выжили, и это радует.

Вообще, готовясь к этой экспедиции, я решил купить себе маленький, компактный, и желательно не жидкостный термометр. Мой, с которым я ходил за полярный круг четыре года назад, трагически погиб прошедшим летом на Кавказе, не выдержав суровых условий похода 5 к. с. Зашёл в «Белый лебедь», смотрю, лежит вроде б то, что надо, и цена нормальная. Спросил у продавцов, что, мол, за вещица, как качество? Термометр немецкий, качество, то, что надо. При словах «немецкое качество» я разомлел, как любой среднестатистический совковый баран, и тут же приобрёл эту вещь. «Немецкое качество» проявило себя в первый же день, как только я повесил термометр на рюкзак. Когда вокруг белой пеленой лежал девственный снег, а вода пребывала в абсолютно твёрдом состоянии, прибор сей, показывал + 3, зато на вписке в новоуренгойском ЦДЮТе, когда мы жарились в одних футболках, а сливочное масло таяло в пачке, стоило его забыть на столе, термометр показывал + 19. При этом, ни какие манипуляции с настройкой, до состояния полной адекватности, его довести не смогли. Плюнув и на немцев и на их качество, я оставил термометр болтаться на рюкзаке в качестве фетиша, поэтому все температуры указанные в данном отчёте взяты либо с других термометров, либо приблизительно, на глазок, при этом, дабы сохранить объективность и не шокировать читателей, я склонен был скорее занижать показатели, нежели завышать их.

Драйвер оказался земляком Бродяги, всю дорогу они оживленно болтали, а я, забившись в угол, отогревался и слушал Zdob si Zdub. И вообще, здесь на севере нас подвозили люди самых разных национальностей. Были здесь таджики, украинцы, белорусы, молдоване, дагестанцы, и даже чеченцы, не говоря уже о русских.

В Коротчаево мы попытались найти почту. Облом. 8 марта, вспомнил я, выходной. Абсолютно ВСЁ закрыто. Помыкавшись по Коротчаево с пол часа, в поисках Интернета, мы плюнули на это безнадёжное дело, и отправились на трассу. 15 секунд и застопили машину с местным газпромовцем. Он перевёз нас по ледовой переправе через Пур, и высадил за Старым Уренгоем около кафешки с чудным названием «Курочка ряба». Впереди была прямая дорога на Тазовский и Ванкор.

Как положено по традиции, я решил принести жертву трассе, и полез в рюкзак за купленной в Коротчаево, специально для этого, бутылкой пива. Открыл, сделал несколько глотков. В голове мелькнула мысль: «Погодка явно не пивная». Проходящий мимо какой-то водитель посмотрел на меня с удивлением и покрутил пальцем у виска: «Пиво на таком морозе…» «Сам знаю, – ответил я ему, – а что делать, пиво ведь…», и плеснул немного трассе. Стекающая по зелёному стеклу бутылки янтарная капля, на моих глазах застыла, превратившись в мутно-белую жемчужину. Ого! Я заглянул в бутылку. На внутренней поверхности горлышка, словно годичные кольца у дерева, намёрзло несколько слоёв рыжеватого льда, оставив отверстие 10 – 12 мм. в диаметре. «Надо срочно допивать» – подумал я, но было уже поздно. Следующий глоток наполнил мой рот какой-то фигнёй с явным преобладанием в ней мокрого снега. Оставшаяся треть бутылки пива, практически на моих глазах, за несколько секунд превратилась в кусок льда. Нефуясе… Я поставил в снег, то, что ещё недавно было моим любимым напитком, и поёжился. Писать резко расхотелось. По моим прикидкам, было далеко за тридцать. «Пора переходить на спирт» – решил я для себя.

Вот тут то и случился очередной облом. Водители проходящих машин сообщили нам, что в начале зимника, это километров через 100, стоит КПП и никого без пропусков «РосНефти» туда не пускают. «У нас есть пропуска в погранзону» – возразили мы. Объяснив вежливо, куда эти пропуска можно засунуть, если предварительно свернуть, нам сообщили, что последнего пограничника здесь видели в мезозойскую эру, и даже если это и погранзона, то она никем и никак не контролируется. А вот, «бульдоги» из частной охраны «РосНефти» порвут любого, кто попытается без пропусков оной конторы проникнуть на Ванкор. Тут же нам объяснили, где эти пропуска можно попытаться сделать.

Оставив рюкзаки в кафе, мы рванули назад в Коротчаево в речпорт, где находилась контора «РосНефти». Посмотрев наши документы, сказать, что работники оного заведения удивились, значит не сказать ничего. Автостопщики в здешних краях, особенно зимой, редкость ещё большая, чем пограничники. Конечно, мы навели шороху, но это не помогло. Нам сказали, что мы ситуация нестандартная и, что с нами делать, никто не знает. Взять на себя ответственность и выписать пропуска на свой страх и риск никто не решился. Пришлось отправлять запрос и наши документы в Красноярск, в главную контору. А поскольку сегодня выходной, то до вторника, господа, вы абсолютно свободны, и где вы проведете три дня, нас абсолютно не волнует. Вот так обыкновенная российская бюрократия способна поставить на грань срыва экспедицию, которую мы готовили несколько лет.

Кстати, здесь же в конторе «РосНефти» мы сфотографировали карту зимников, а я также встретил своих земляков, водителей из Донецка, которые не найдя работу дома, отправились на север за длинным рублём. Они пообещали обязательно подобрать нас, если увидят где-нибудь на дороге. Что ж земля круглая, а теория вероятности работает не всегда, так, что всё может быть.

Вернувшись в кафе, мы поблагодарили хозяйку, забрали рюкзаки, и снова вернулись в Коротчаево. Что делать дальше, было непонятно. Я вспомнил, что в Пангодах, это в 180 км от Коротчаево у меня есть друзья, но дозвониться туда, не получалось, а ехать наугад, на ночь, глядя, как предлагал Бродяга, не хотелось. После долгих споров решили переночевать на вокзале, а утром уже решать куда ехать, в Новый Уренгой или в Пангоды. Ни ментов, ни кого-либо другого мы абсолютно не интересовали, несмотря на необычный вид, поэтому ночь прошла без приключений, если не считать, того факта, что, утром выйдя погулять в поисках, какого-нибудь узла связи, я умудрился за 20 минут приморозить себе нос. Чёрт возьми, сколько ж сейчас градусов?..

Дозвониться до Пангод, так и не получилось, поэтому, простояв на неудачной позиции больше часа, и слегонца замёрзнув, мы на двух легковушках, уехали в Новый Уренгой. Уже там, узнав код Пангод (он был записан у меня в блокноте неправильно), я таки смог дозвониться, и с прискорбием узнал, что мой давний друг, один из основателей и активных участников Пангодинского клуба авторской песни «Северный вариант», прекрасный бард и человек Вячеслав Базалий умер два года назад от инсульта. Вечная память поэту. Решено было остаться в Новом Уренгое, тем более, что четыре года назад мы с Дмитриевским уже останавливались в местном ЦДЮТе.

Несмотря на то, что директор центра поменялся, нас там ещё помнили, поэтому напросится в гости, проблем не составило. Как и в первый раз приняли нас там великолепно. Вечером, узнав о нашем приезде, пришёл прежний директор Фёдор Штеер, встретились мы с ним, как старые знакомые. Узнав о наших проблемах с пропусками, Фёдор обещал по возможности помочь, предложил, как и в первый раз, выйти на местное телевидение, взбудоражить общественность, и таким образом, попытаться пробить непробиваемых чиновников. Здесь же в ЦДЮТе, Фёдор организовал нам сауну, и мы с удовольствием погрели наши старые, промороженные кости.

Ещё в Коротчаево, когда только возникла проблема с пропусками, и достижение Игарки было поставлено под сомнение, мы с Бродягой задумались об альтернативных вариантах. «Не зря же мы сюда приехали, – шумел Бродяга, – я ещё ни одного зимника не видел, давай рванём куда-нибудь». Куда-нибудь, в его представлении, выглядело подальше в тундру, на стойбища оленеводов, вкусить, так сказать, местной культуры. Уж очень ему хотелось, по его словам, посидеть у костра с аборигенами, и переночевать в чуме. Не знаю, почему он туда так рвался, то ли наслушавшись моих рассказов о местных законах гостеприимства, то ли почему-то ещё, но он был готов рвануть на север, в неизвестность, несмотря ни на что, и задалбывал всех драйверов вопросами, типа: «А, где у вас тут чукчи?» Те, только пожимали плечами, и смеялись: «А хрен, его знает где, где-то в тундре». Я с высоты, своего возраста, опыта и лени, его тихонечко попускал. Наверно полезно иметь в коллективе бочку оптимизма и ложку здравого смысла. Шариться без дорог, на диком морозе по тундре, в поисках призрачных аборигенов, мне казалось безумием. Из альтернативных вариантов рассматривалась возможность прохождения Ванкора нелегально, и путь по зимнику Надым – Салехард до Салехарда. В последнем случае наш маршрут от планируемого изменился бы кардинальнейшим образом. После споров, взвешиваний всех «за» и «против», остановились на последнем варианте. Что ж может быть вместо Игарки, мы попадём в Салехард, будущее покажет.

Будущее началось во вторник. Фёдор, как и обещал, расшевелил, всё, что можно было расшевелить. В десять утра, едва мы успели позавтракать, приехало телевидение. Мы дали интервью, рассказали о возникших проблемах, просветили местное население о пользе автостопа, в общем пропиарились. Телевизионщики, дабы причаститься к феномену автостопа, подбросили нас до Управления физической культуры, спорта и туризма г. Новый Уренгой, где начиналась вторая серия действа под названием «битва за пропуска на Ванкор». В управлении нас встретили очень хорошо. Фёдор уже изложил вкратце суть нашей проблемы, нам осталось только указать направление главного удара, и началось... Бесчисленная череда звонков, отправка факсов, консультации, жонглирование документами... Через два часа всё было кончено. «Можете ехать, – благословил нас Александр Викторович Эйрих – заместитель начальника управления, – таможня типа, дала добро». Не веря своей удаче, мы только стояли, хлопали ресницами и благодарили. Нас засыпали подарками, сувенирами Н. Уренгоя и пожеланиями удачи. Я под эту марку набрался наглости и попросил сфотографироваться с руководством управления и флагом Донбасса (зря, что ли я его с таким трудом отвоёвывал у наших бюрократов).

Радостные мы с Бродягой покинули управление, строя планы о том, как завтра рванём на трассу. «Не мешало бы заручиться подтверждением местных чиновников» – подумал я, набирая номер «Ванкорнефти» в Коротчаево. Мои опасения оказались справедливы. «Ничего не слышали, ничего не знаем, никого никуда не пустим» – прозвучало в трубке. Из ушей у меня повалил дым, изо рта посыпалась мелкая пыль зубной эмали, на ум приходило что-то нецензурное. Посмотрел на часы, в Красноярске, куда отправляли наши документы, рабочий день уже закончился (разница с Н. Уренгоем +2 часа). Наши планы на завтра лопнули как мыльный пузырь. Ещё один день зависа – (что-то нецензурное). Бродяга ушёл гулять по городу, а я остался материть коротчаевских чиновников, смотреть телик с нашим сюжетом, и пить пиво с местными педагогами.

Утро началось опять с визита в управление. На этот раз всё было проще, нас попросили написать расписку, типа мы сами себе злобные буратины, и «Ванкорнефть» в этом не виновата. Написали, а что делать. Контрольный звонок в Коротчаево... На этот раз даже там вроде бы дали добро. Спасибо начальнику управления Михайловой Марине Сергеевне и её заму Эйриху Александру Викторовичу. Завтра решили стартовать. По собранной информации машин на Ванкор много, с Ванкора на Игарку тоже. Если повезёт, послезавтра будем в Игарке.

К сожалению сильно раннего старта, как планировал Бродяга, не получилось. Мы покинули центр в начале десятого, долго выбирались из города на трассу, в общем, времени потеряли предостаточно, зато, как и ожидалось, машину поймали сразу же. Здесь на севере ожидание машины больше десяти минут – конкретный завис, и чем ниже температура, тем быстрей тебе остановят. Сейчас на улице было далеко за тридцать. Вообще, по словам местных, зима в этом году выдалась аномально тёплой, видимо поэтому, дабы взять своё, природа в марте на мороз не скупилась. Ночёвка в палатке при минус тридцати шести, прогулки по Новому Уренгою при такой же температуре, экстремальное питие пива... Толи ещё будет.

Алексей, так звали нашего драйвера, ехал недалеко, километров тридцать по трассе потом сворачивал на какой-то строящийся газопровод, и предложил нам, так сказать, небольшую экскурсию, естественно отказываться мы не стали. То, что раньше доводилось видеть только по телевизору, сейчас вживую открылось нашему взору. Белая бесконечная тундра, и посреди всего этого белого безмолвия огромное количество всевозможной техники, вагончики, люди, и трубопровод, почти полтора метра в диаметре. Зрелище впечатляло. Алексей ехал сюда с проверкой, и пока он рассматривал сварные швы и раздавал рабочим ценные указания вперемешку с пилюлями, мы с Бродягой, раскрыв рты, вдоволь нагулялись и нафотографировались около трубопровода, вызвав у рабочих лёгкую панику: «Кто такие, что делают, может какая-то новая инспекция?..» Попив напоследок горячего чая в вагончике, мы с Алексеем вернулись на трассу. Полтора потерянных часа, потерянными не казались. Ещё минут пятьдесят, и мы высадились в Коротчаево прямо напротив конторы «Ванкорнефти». Если не считать получаса ожидания, пропуска нам выдали без проблем. Прогулка по посёлку (скоро нас здесь уже будут принимать за своих), и мы опять на, до боли знакомой, позиции. Ещё одна машина, и вновь «Курочка Ряба» – финишная прямая на Заполярный и Ванкор (уж не дежа-вю ли начинается, кажется, я уже здесь был).

Машин около Курочки было много, но наше внимание сразу же привлекла синяя вахтовка. «Может прямая на Ванкор, – подумал я, – не упустить бы водителя». Пока я стопил на трассе, Бродяга «пас» вахтобус, и не напрасно, минут через пятнадцать он подбежал ко мне с радостными глазами: «Гусар, залазим на Ванкор.»

В вахтовке нас сразу же пригласили к столу, и по северному обычаю – налили, Бродяга отказался, я не стал, тем более, что в отличие от предыдущих случаев, водитель не пил, а мне можно было позволить себе расслабиться после мороза и эпопеи с документами.

Едва мы отъехали, как на улице стемнело, и сквозь замёрзшее стекло, вообще ничего не стало видно. Бродяга сильно сокрушался по этому поводу: «Первый зимник и нифига не видно». Ничего не оставалось, как попытаться поспать, чем мы и занялись. Без проблем проехали КПП, остановились, перекусили и снова в спячку. До Ванкора оставалось чуть меньше двухсот километров, во сне они проехались незаметно, если не считать периодических остановок на дозаправку. Разбудил нас крик «приехали» и сильный запах соляры в салоне. Ещё не понимая окончательно, что произошло, я понял, что произошло что-то сильно нехорошее. И точно, на последней остановке, водитель забыл завинтить бочку с соляркой. На снежных ухабах машину трясло, и солярка выплёскивалась в салон вахтовки и на рюкзак Бродяги. Мы были в истерике. Весь рюкзак и вся куртка Бродяги были пропитаны соляркой, мне повезло больше, мой рюкзак был запачкан только снизу. В шоке мы покинули вахтовку, которая тут же быстренько уехала. На улице было – 47, но мы даже не заметили этого. Зашли в общежитие нефтяников, и испытали второй шок, на этот раз положительный. Я даже не сразу понял куда попал, толи какая-то секретная лаборатория, толи образцово-показательная больница. Белый яркий свет, несмотря на то, что на улице ночь, неимоверная чистота, и весь персонал в светлых одинаковых больничных костюмах. Мы грязные, воняющие соляркой, с рюкзаками, в эту идиллию не вписывались. Объяснили кто мы, что с нами произошло, показали пропуска. К нам отнеслись с пониманием, и дабы мы не отравляли солярным зловонием местный рай, быстренько вписали в другую вахтовку, и выпнули на КПП, откуда, типа, шли все машины на Прилуки (Прилуки это база нефтяников на этом берегу Енисея в пятнадцати километрах от Игарки).

Рассвет мы встретили на КПП в домике охраны. Охранники оказались родом из Игарки, они первые рассказали нам много интересного о городе и его окрестностях, напоили чаем, накормили, и подсказали на какие машины обратить внимание в первую очередь. Благодаря им настроение наше немного поднялось, и даже рюкзаки, не казались уже, такими грязными.

На Прилуки мы с Бродягой поехали по отдельности. Он часа на полтора раньше, следом я, на КАМАЗе-самосвале, с Алексеем, который приехал сюда на заработки из Тобольска.

Зимник на Прилуки показался мне автобаном. Метров десять шириной как минимум, расчищенный, даже дорожные знаки и километровые столбы присутствовали. Пейзаж не сильно отличался от новоуренгойского, та же бесконечно белая тундра с перелесками лесотундры, бегающие вокруг в огромном количестве, полярные куропатки и песцы, Алексей рассказывал, что несколько дней назад видел даже полярного волка. Здесь, за полярным кругом (границу полярного круга мы пересекли ночью, где-то на зимнике между Коротчаево и Ванкором, стелы там нет, поэтому фотографий тоже) температура могла меняться с невероятной скоростью. Въезжаешь на пригорок – минус тридцать, через километр, чуть спустился вниз – минус сорок. Столбик термометра, на какой либо отметке не задерживался ни на минуту. Несмотря на такие низкие температуры, мороз переносился относительно легко, но оставаться здесь посреди тундры одному, как-то не хотелось.

К Прилукам мы подъехали около четырёх часов местного времени. Бродяга уже ждал меня в общежитии, и за это время успел подружиться с местным хиппи Романом из Северодвинска, который приехал сюда, как и все, на заработки. У нас оказалось очень много знакомых по системе, поэтому поговорить было о чём. В отличие от большинства рабочих, которые относились к нам с удивлением, если не сказать больше, Роман нас прекрасно понимал, и даже обещал помочь с впиской, если мы сегодня не уйдём в Игарку. К переправе мы вышли примерно в пол пятого, поставили рюкзаки, и стали ждать. Минут сорок трафик равнялся нулю, а лёд на Енисее подозрительно потрескивал, вызывая у нас с Бродягой кучу эмоций. На усах и бороде выросли сосульки, а подмёрзшие мысли, всё чаще и чаще поворачивались в сторону прилукской общаги и предложения Романа, тем более что в Игарке варианты вписки были весьма призрачны. Наконец на белой глади льда показалась чёрная точка машины, идущая из Игарки в Прилуки. «Может, пойдет, и обратно» – подумали мы, и сразу же застопили её прямо на берегу, не выезжая с переправы. К нашей радости машина сразу же развернулась и покатила в Игарку. Через сорок минут я отправил Мегадеду СМСку: «Мы в Игарке».

Местное население, как и население большинства городов, затерянных на бесконечных просторах России вдали от цивилизации, было на редкость гостеприимно. Ещё на Ванкорскрм КПП, один из охранников оставил нам свои координаты, обещая помочь ежели что (в этот день у них была перевахтовка, и благодаря вертолёту он должен был оказаться в Игарке одновременно с нами). Сейчас драйвер, который нас вёз, молодой парень Саша тоже оставил свой телефон, но напрягать посторонних людей, особо не хотелось, поэтому, объяснив, почему гостиница нас не интересует, я спросил о наличии чего-нибудь типа детского турклуба. Нас привезли к Детскому Физкультурно-оздоровительному комплексу г. Игарка. Пообщавшись по телефону с директором, я уже через пять минут обрадовал Бродягу – «Вписывают».

Весь вечер пятницы, а так же почти вся суббота и воскресенье, за исключением нескольких часов потраченных на беглый осмотр города, были заняты стиркой. Мы извели почти две пачки порошка, отстирывая от проклятой соляры рюкзаки, курточку, и прочие вещи Бродяги. Маты уже закончились, остались только вздохи и междометья: «Эх, опять воняет, опять перестирывать». Благо, что горячей воды в ФОКе было предостаточно, а так же нашлась большая миска, и место где всё это можно было развесить. Как говорил Бродяга, Джа специально дал нам эту ситуацию, чтоб мы не забыли эту вахтовку. Что да, то да, ни эту вахтовку, ни Сашу с Русланом и Володей, я думаю, мы не забудем никогда.

В субботу мы смогли лично познакомиться с директором комплекса Белкиной Галиной Борисовной, которая пообещала на понедельник нам небольшую культурную программу; встречу с городской администрацией, телевидением, и посещение знаменитого игарского музея вечной мерзлоты, а так же предложила воспользоваться сауной и бассейном комплекса. Последнее было весьма кстати, я ещё ни разу не парился и не плавал в бассейне за двести километров севернее полярного круга.

Выходя в субботу с Бродягой на прогулку по городу, я слабо представлял себе, что увижу. Окружающее, больше всего напомнило мне Салехард, те же беспорядочно разбросанные небольшие домики на сваях, те же низкие кривые деревца, только в Салехарде дома были в основном деревянные, а здесь сложенные из красного кирпича, без всякой наружной отделки, они напоминали мне старые производственные цеха, и от этого город казался немного мрачноватым. По улицам, словно наши голуби, свободно разгуливали полярные куропатки, разъезжали местные «байкеры» на снегоходах, а бичи обоего пола, усиленно просили их похмелить. В магазинах, на отдельные виды товаров цены просто шокировали, в пересчёте на украинские деньги, хлеб – 5 гр., пиво – 7 – 9 гр. за пол-литровую бутылку, колбаса от 35 гр. самая паршивая и выше. Правда, здесь в Игарке, я впервые столкнулся с понятием уценённых продуктов, лом печенья – 20 руб./кг (нормальная цена от 60 руб.), просроченное пиво в ассортименте 15 руб./бут. Пришлось мне пить Балтику тройку, просроченную на один день, так сказать по дешёвке, а что делать?.. Как показала практика, уценённые продукты, особенно пиво, на прилавках не задерживаются.

Гуляя по городу, и фотографируя всё и вся, мы с Бродягой обсуждали, так же варианты покидания, данного места. Тот зимник, по которому уважаемый тов. Дмитриевский усиленно рекомендовал нам ехать в Игарку, а именно Енисейск – Туруханск – Игарка, по словам местного, населения, НЕ СУЩЕСТВОВАЛ НИКОГДА. То есть отдельными участками, он, может быть, и был проходим, но полностью от Игарки до Красноярска, вдоль Енисея никто никогда не ездил, по крайней мере, в обозримом прошлом. Вариант авиастопа до Красноярска, тоже выглядел весьма сомнительно, кроме более-менее регулярного пассажирского сообщения, стоимостью билетов 6000 – 7000 руб., о других авиарейсах никто, ничего не знал. Реально назад, путь оставался один – на Уренгой, либо так же по земле, либо, если повезёт, частично или полностью, авиастопом. Правда решили помнить о наличии на земле Красноярска, и великой мантры «Джа даст нам всё».

На следующий день с утра, как и планировалось, началась культурная программа. Сначала телевидение, потом общение с начальником Центра физкультуры и спорта Щелконоговым Владимиром Евгеньевичем. Он сразу же «въехал» в наши проблемы и попытался помочь, взялся за решение вопросов авиастопа. Вариант номер раз: вертолётом от Игарки до Туруханска, оттуда вертолётом до Бора, оттуда типа уже было некое подобие зимника до Енисейска (как выяснилось позже, зимника всё же никакого не было). Сразу же прозвонились вертолётчикам, и всё узнали; вертолёты оказались все загружены по самые «не улыбайся», даже за пол цены улететь оказалось нереально, полная стоимость около 3.5 тыс. руб. до Бора. Вариант отпал. Вариант номер два: с грузовым рейсом на Красноярск. Прошлись по конторам осуществляющим, воздушные перевозки, при наличии свободных мест, с грузом улететь можно примерно за 4 тыс. руб. (не одни мы такие «умные», а свято место, как говорится, пусто не бывает). На ближайший рейс мест не было. Вариант тоже отпал. Вариант номер три: вертолётом на Ванкор. По предварительным сведениям вертолёты туда тоже летят все загруженные, вариант тоже под большим вопросом. Из реальных путей покинуть Игарку пока остаётся только тот, которым мы сюда попали.

Для очистки совести, на другой день, мы всё же прокатились в аэропорт, и пообщались лично с человеком, отвечающим за перевозки на Ванкор. Предварительные сведения подтвердились – мест нет на месяц вперёд, правда, из положительных моментов данного варианта авиастопа – если бы места были, мы бы скорей всего могли договориться улететь бесплатно.

Наутро решили одеться потеплей, и на трассу. Морозы сейчас в Игарке стояли на славу, выше – 30 столбик термометра не поднимался. Радовало, что и в Прилуках, и на Ванкоре, долго зависать не предполагалось, а на, совсем худой конец, предполагалась вписка.

Вечером к нам в ФОК зашёл Дима (охранник с которым мы познакомились ещё на Ванкоре, и который здесь в Игарке обещал нам кое-какие интересные фотографии), и передал нам от своего начальника пару сувенирчиков и приглашение в гости наутро. Ранний старт пришлось отложить. Зашли утром к Диме, скачали фотки, и от него уже пошли в контору. Как и везде на севере, встретили нас там очень хорошо, напоили чаем, расспросили о нашем автостопном житие-бытие, а заодно позвонили в аэропорт и попросили отправить в Красноярск двух автостопщиков. Отказать начальнику охраны Ванкорского месторождения, на том конце провода, не смогли. Как раненые олени примчались мы с Бродягой домой, покидали в рюкзак шмотки, и даже не успев толком ни с кем попрощаться, на машине всё того же начальника, умчались в аэропорт. Нас вписали на самолёт, который вёз вахту из Игарки в Красноярск, притом вписали абсолютно легально, с согласия заказчиков этого самолёта, те тоже решили, что автостопщики в Игарке бывают не каждый день. Прошли все необходимые формальности, досмотр, и через несколько часов поднялись в небо. Прощай Игарка, а может быть до новой встречи, как знать.

Спустя три с половиной часа, после небольших воздушных приключений, мы приземлились в аэропорту Черемшанка города Красноярска. Последний автобус ушёл из-под нашего носа. Абсолютно не расстроившись по этому поводу, мы пошли ночевать в здание аэровокзала, благо Черемшанка – второй аэропорт Красноярска, поэтому людей ночью там не было, и мы спокойно выспались, расстелив пенки в углу зала ожидания. Наутро опоздали на первый автобус, и тут же автостопом уехали в город, без всяких проблем.

Из города позвонили друзьям, нашли вписку, и поехали гулять на столбы. Вечером вписались у Влада Судакова, переночевали, и наутро попрощались с Бродягой. Он поехал к своим друзьям в Канск, а я остался стираться, приводить себя в порядок, и готовиться к шеститысячекилометровому марш-броску домой.

Утром 23 марта, я попрощался с Владом и пошёл на трассу. Погодка была просто великолепная, солнышко, градусов 10 тепла. Настроение отличное, стоп тоже. Не успел я стать на позицию – машина, правда, не туда, через пять минут, ещё одна, на этот раз, туда, до емельяновского поста ДПС на кемеровской трассе. Ехал, слушал армянский хэви металл (кто бы мог подумать, что армяне способны так лихо поливать на гитарах), вышел на посту – сразу машина, правда снова не туда, через 10 секунд ещё одна, японский грузовик «Тойота Хила» с правым рулём, до Новосибирска, кажись попёрло… Драйвер оказался из Иркутска, всю дорогу мы мило общались, день и почти 700 км пролетели незаметно, на прощанье Сергей (так звали драйвера) оставил мне свои координаты, и приглашал в гости: «Много, – говорил, – не обещаю, но на Байкал съездим, а может, и стопом с тобой покатаюсь». Как знать, всё может быть. Сергей высадил меня в начале первого ночи около ЖД вокзала Новосибирска. Вариантов не было, и я пошёл ночевать на вокзал. Выспаться не получилось (вокзал был забит таджикскими гастарбайтерами), но тёплая и сухая ночёвка, вполне получилась. Утром сел на электричку, и выехал на омскую трассу. Погода, в отличие от вчерашней – дрянь: холодно, снег с дождём. Пока выгребал, в поисках нужной дороги, вымок, замёрз, и выделался в грязь по самые... (вам по пояс будет). Соответственно настроение на «пол шестого», стоп тоже. Простоял пол часа и уехал до коченёвского поста (печально знакомая мне позиция), а там уже встрял по полной, на три часа. Коченёвский пост превратился в окоченёвский, дождь со снегом, периодически накрывавшие меня, этому весьма способствовали, под конец и ГАИшники, которым надоело парить водителей, обратили внимание и на меня (за всю практику стопа, ГАИшники, только четырежды проверяли у меня документы, и дважды это было под Н-ском). Через три часа, дело наконец-то сдвинулось с мёртвой точки, и я уехал до Чулыма, а там уже сразу застопил фуру до Омска.

Алексей, так звали драйвера, сразу же сообщил, что стопщиков не любит, они, мол, деньги иногда воруют, и напрягают по всякому. Я тут же для себя решил, что постараюсь денег не воровать, и Алексея не напрягать (правда, с напрягом получилось не всё гладко, я всё же умудрился Алексея, пусть не по своей воле, но чуть-чуть напрячь, но это уже другая история, не для печати). А вообще человеком он оказался весьма добродушным, и фраза про нелюбовь к стопщикам, была просто для красивого словца. К Омску мы уже подъехали друзьями. Алексей оставил мне свой телефон, и сообщил, что через день-два, возможно пойдёт на Москву, так, что милости просим.

Оказавшись в Омске в начале десятого, я понял, что имею все шансы обрести нормальную вписку, и выспаться. Благо под рукой были база данных из хоспиталиклаб, и телефон Алексея, которым он любезно разрешил воспользоваться (надо заметить, что в России, в отличие от Украины, есть такое понятие, как внутригосударственный роуминг, и моя пермская сим-карта, обеспечивала мне связь в других регионах России, по очень невкусным тарифам). По первому же варианту, меня согласились вписать на ночь. Я попрощался с Алексеем и поехал на вписку.

Хозяин вписки, Александр, как я понял, был путешественником полуцивильным, про стоп он, конечно, слышал, но сам не ходил. Меня встретили радушно, накормили, и тут после ужина, я почувствовал что-то неладное, попросил термометр, и обалдел: 38 и 6… Видимо трёхчасовое стояние под мокрым снегом даром не прошло. Мля… вот только заболеть для полного счастья мне и не хватало. Пришлось проситься у хозяев зависнуть на следующий день. С большой неохотой, но меня всё же оставили. Видимо мой бородатый вид и огромный рюкзак, хозяйке квартиры, Насте, доверия не внушили, меня побоялись оставлять одного, даже в запертой квартире. Весь следующий день я проспал, под неусыпным наблюдением Насти, а на утро третьего дня был снабжён кучей лекарств, и выписан с температурой на улицу в чужом городе. Я, конечно, расстроился этому факту, но не очень, и пошёл болеть дальше на вокзал. Благо охрана вокзала и менты, были так заняты издевательствами над таджикскими и узбекскими гастарбайтерами, что на меня внимания просто не обратили и позволили весь день просидеть в зале ожидания. Здесь же я получил СМСку от Бродяги с сообщением, что он болеет в Канске (какое блин совпадение, или же это у нас уже связь такая астральная). Вечером я перевписался по другому адресу всё того же списка хоспиталиклаба, и наконец-то обрёл покой и смог поболеть по нормальному.

Хозяин новой вписки, Алексей, был одним из активистов ролевого движения, и одним из своих лучших друзей назвал Санту Дергачёва, нам явно было о чём поговорить. Узнав о моём незавидном положении, он возмутился: «Что ж ты мне сразу не сказал, я б поменял свои планы, и тебе не пришлось бы больному торчать весь день на вокзале». Алексей не стал париться по поводу постороннего человека в квартире, и в его отсутствие, я смог выспаться, вымыться, выстираться, и выздороветь, а так же посидеть за компом, и написать данный текст.

К вечеру 28 марта, я выздоровел настолько, что на следующее утро решил выходить на трассу. Вариант с прямой фурой до Москвы обломился, поэтому опять приходилось рассчитывать только на Джа. Четыре дня болезни не прошли даром, я разленился, расслабился, и от предложения хозяина вписки повисеть ещё, отказался с трудом. Но очень уж хотелось побыстрей домой, поэтому, запасшись оптимизмом и таблетками от кашля, утром 29 марта, я позавтракал, залил в термос кофе по-гусарски, попрощался с Алексеем, взвалил на спину надоевший рюкзак, и побрёл на автобусную остановку выезжать с Омска. Минут двадцать я провожал глазами «свои» маршрутки в ожидании «большого» автобуса, куда бы смог поместиться с рюкзаком, не напрягаясь. Автобуса всё не было, и на очередной маршрутке, моё терпение лопнуло. Матюгнувшись для приличия, я полез в остановившийся микробус с рюкзаком, под ворчание и шипение остальных цивилоидных пассажиров.

Господа автостопщики, если вам доведётся выезжать с Омска на Тюмень, никогда не подъезжайте ближе поворота на посёлок Дружино. Я на эти грабли наступал уже не однажды. Вот и сейчас, шагая вдоль трассы от ДСК 2 через промзону, без всякого намёка на более-менее приличную позицию, и попутно подголосовывая, я жутко материл себя, трассу, «жлобов-водителей» и окружающую действительность. Не помогло даже пиво, принесённое в жертву трассе. Все полтора часа до нормальной позиции (поворот на, выше упомянутое, Дружино) я прошагал секунда в секунду, и только там смог снять рюкзак, и заняться нормальным стопом.

Результат не заставил себя долго ждать, уже через 10 минут, я ехал в ГАЗельке со своим бывшим земляком, обсуждая ужасы политической ситуации в Украине, с приходом к власти оранжевой чумы. Все пол часа до Люблиновского поста ДПС мы рассматривали перспективы американской демократии в условиях продажной украинской верхушки власть имущих. Вообще-то разговоры на политические темы с драйверами весьма не приветствуются в автостопной среде, но в этот раз все водители как сговорились, едва узнав, что я с Украины, все как в один голос спрашивали: «Ну что, суки, продались американцам?» Мне впервые стало стыдно за своё гражданство.

После кольцевой развязки ГАЗель повернула направо, а я остался стопить, радуясь, что Омск с его промзоной на выезде, остался далеко позади. Через 20 минут остановились два, заляпанных грязью, маленьких «японца» с транзитными номерами 25-го региона. «Перегонщики»» – возрадовался я, ибо знал, что эти ребята на «недалеко» не ездят. Однако на мой вопрос относительно Тюмени, чёткого ответа не последовало: «До Ишима гарантировано, а там возможно повернём на Курган». Как потом выяснилось, сомнения ребят были вызваны следующим фактом: Конечная их цель был город Уфа (что меня в принципе тоже устраивало). Дорога туда шла через Курган и Челябинск, но, по словам ребят, под Челябинском жутко беспредельничали дорожные бандиты (интересно, откуда взялись бандиты и слухи о них в наше время, насколько мне известно, дорожный рэкет, слава богу, закончился ещё во второй половине девяностых, и с тех пор, сколько я ни ездил по трассе, ни одной истории на эту тему не слышал, не говоря уже о столкновениях с самими бандитами). Однако ребята этими слухами были напуганы настолько, что готовы были ехать в Уфу через Екатеринбург и Пермь (где они там только дорогу нашли), а это в любом случае крюк в несколько сот километров. Вот и решали они до Ишима, рискнуть или нет. Видимо решив, что три мужика имеют больше шансов уболтать бандитов отвалить, нежели два, в Ишиме машины повернули на Курган.

Обо всех прелестях тамошней дороги говорить без мата будет крайне сложно, поэтому по цензурным соображениям я и не буду этого делать.

К встрече с Челябинском и его объездной готовились тщательно и заранее, перекусили, хлебнули пучеглазки (это ребятки разные энергетические напитки так называют), отлили, чтоб потом не было необходимости останавливаться, и рванули вперёд. К Челябинску подъехали, когда уже стемнело. Естественно, в начале объездной, нам на «хвост» сразу же «села» какая-то легковушка (а чего б какому-то водителю и не «сесть» кому-то на «хвост). Мой драйвер Сергей, как более опытный (он гонял тачки из Владика ещё с конца девяностых), в принципе не особо этому обеспокоился, а вот шедший впереди Володя, явно занервничал, и придавил газ. 120, 140, 160 – «хвост не отпадал». Так всю челябинскую объездную мы и просвистели на одном дыхании, подстимулированные неизвестным водителем, и окончательно успокоились только в конце объездной, когда заехали на заправку, а «хвост» умчался вперёд, возможно слегка подсмеиваясь над нами. Спустя несколько километров мы аккуратно свернули в лес, ребята ушли в темноту, сели под ёлочки, и, судя по звукам, позволили себе расслабиться, я же в это время смотрел на звёзды и думал о прекрасном.

Расстались мы, на следующий день в полдень уже в Уфе. Екатеринбург, где меня ждали, и Пермь пролетели мимо. Нигде больше особо не задерживаясь, я помчался на запад, со всей скоростью, какую позволяла трасса, и первого апреля, вечером был уже в Москве у Странницы.

Общение в интересной компании и с приятным вином, никому ещё в тягость не было, поэтому смело, можно сказать, что время в Москве я провёл с пользой и кайфом. Странница сама, только что вернулась из-за полярного круга, поэтому нам было о чём поговорить. Мы делились впечатлениями, перспективами, рассматривали фотки до позднего вечера. Утром я позавтракал, попрощался со Странницей и на МКАД. Дальнейшее особого интереса не представляет. Хождение по МКАДу и М 2 это банальность. Как говорится в известном романе «утром деньги, вечером стулья», утром МКАД вечером Белгород, ничего особого. Вечером я уже был в Белгороде, правда, последнюю машину пришлось стопить уже в абсолютной темноте, на неосвещённой позиции, но ничего, застопил. Помогли Джа и комбез. Утром электричка на Харьков. Короткий диалог с погранцами, и я дома, почти дома. Ещё одна скоростная электричка Харьков – Донецк, и я дома окончательно. Даже почти успел на «Брехаловку» (это туристическая тусовка в Донецке, кто не знает) там мне пожали руку, и угостили водкой и пивом. Я дома!

В заключение хотелось бы поблагодарить всех, кто помогал нам, и благодаря кому, эта экспедиция все-таки состоялась. В первую очередь это экс-президент клуба автостопа «Магистраль» Александр Дмитриевский, идея Игарки принадлежит ему, и именно он провёл огромную работу по сбору информации и подготовке экспедиции. Огромная благодарность нынешнему президенту «Магистрали» Виктору Дмитриевичу Слюсаренко и президенту Донецкой областной федерации спортивного туризма Сергею Ильичу Самусе за помощь в подготовке всевозможных документов и общении с чиновниками, а так же экипировочному центру «Пилигрим» и лично его директору Громыле Геннадию Васильевичу за предоставление 50% скидки на палатку. Огромная благодарность Вячеславу Галиченко г. Херсон за техническую поддержку нашего сайта, и размещение всей информации об экспедиции в Интернете. Огромное спасибо Руководителю Общественной приёмной Донецкого областного отделения Партии регионов Бухтияровой Валентине Алексеевне за помощь в приобретении Флага Донецкой Области для ДонОФСТ. Огромное спасибо сотрудникам Пограничного управления ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям полковнику Данилову Ивану Анатольевичу и Веронике (фамилию которой я, к сожалению так и не узнал) г. Курган, за помощь в оформлении пропусков в погранзону, а так же начальнику Управления физической культуры спорта и туризма города Новый Уренгой Михайловой Марине Сергеевне и её заместителю Эйриху Александру Викторовичу за помощь в приобретении пропусков на территорию производственных объектов ЗАО «Ванкорнефть». Отдельное большое спасибо начальнику ООО ЧОП «Вымпел – Ванкор» Савич Сергею Александровичу. Огромное спасибо начальнику Центра Физкультуры и спорта г. Игарка Щелконогову Владимиру Евгеньевичу за помощь, гостеприимство и радушие, а так же руководству и коллективу Центра Детско-Юношеского Туризма г. Новый Уренгой и Физкультурно-Оздоровительного Комплекса г. Игарка за то же самое гостеприимство и радушие. Спасибо всем, кто вписывал, подвозил, и помогал нам всеми иными способами, а так же тем, кто с интересом и не очень следил за нашими приключениями, на данном сайте.

Поскольку отчёт сей, набирался в разных местах, на разных компьютерах, в разное время и в разных состояниях усталости, а так же разными людьми, заранее прошу прощения за несовершенство стиля и массу грамматических ошибок.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДЖА, И СПАСИБО ЕМУ!!!

Гусар


Репрортаж об экспедиции на местном ТВ Игарки

 

Слайд-шоу, смонтированное для показа на кишиневском фестивале экстремального фото и видео "Outdoor 2008", на котором этот ролик занял 2 место.

 

ТВ-репортаж в программе «Спутник. Самостоятельные путешествия» (Москва, канал О2ТВ). Рассказ об экспедиции Донецк-Игарка 2008


Международная автостопная спортивно-туристская экспедиция «Донецк-Игарка 2008», организованная Донецким «Клубом автостопа «Магистраль»

Состав участников:

1. Стонаев Александр Владимирович (Гусар) г.Донецк, Украина - руководитель;

2. Бужор Андрей Дмитриевич (Бродяга) г.Бендеры, Молдавия.

Участники экспедиции преодолели маршрут Донецк - Москва - Тюмень - Тобольск - Нов.Уренгой - Тазовский - Ванкор - Игарка - Туруханск - Красноярск - Донецк.

Экспедиция проводилась при финансовой поддержке экипировочного центра «Пилигрим» (г.Донецк, ул.Университетская 14 т. (062) 348-15-28, 381-72-30 www.styx.com.ua e-mail: info@styx.com.ua ).

Информационные спонсоры:

Донецкий областной общественно-политический еженедельник «Панорама»

Еженедельное издание «Газета по-донецки»

Всеукраинская общественно-политическая газета «Донецкий кряж»

Программа Первого муниципального телеканала «На подъеме!»

Оставить комментарии можно ЗДЕСЬ или ТУТ.

Также читайте новости с маршрута и смотрите фотографии на сайте Бродяги bpclub.hobby.md.

Фотографии экспедиции ДОНЕЦК-ИГАРКА 2008 (стр.2)
Фотографии экспедиции ДОНЕЦК-ИГАРКА 2008 (стр.3)

ДОНЕЦК-ИГАРКА 2008, ДНЕВНИК

Для любителей точных цифр, и любителей задавать разные вопросы типа, сколько приходится ждать машину, что чаще останавливается, и т. д. и т. п. привожу подробный дневник трассы. Время в нём указано местное, при переходе в новый часовой пояс в скобках дана разница с Киевом. В тех случаях, когда по каким-либо причинам я не могу указать марку машины, имя драйвера или время события, они заменены звёздочками с небольшими пояснениями в скобках. Поскольку я не настолько хорошо разбираюсь в машинах, чтобы точно определить марку по форме и заполненности пепельницы, в основном указана фирма и иногда какая-нибудь характерная особенность, например – микроавтобус.

19.02.08. 06.00. Выезд с Южного автовокзала г. Донецка. Рейсовый автобус Донецк – Ростов до Ростова-на-Дону. ~ 12.00 (+ 1 ч. к киевскому времени). **.**. МТ №126 до Аксая. Вписка у Михаила. **.**.

20.02.08. 09.00. Трасса М 4 позиция за Аксаем (конец аксаевской объездной). 10.45. Лада (Антон) до поворота на Шахты. 11.00 – 16.35. КАМАЗ (Сергей) до Тарасовского. 20.05 – 23.15. МАН фура (Саша) до границы Ростовской и Воронежской областей. 21.02.08. 01.30. Ночёвка в придорожном кафе, общение с местным населением.

21.02.08. 07.00. – 08.45. Ивеко фура (Николай) до Москвы, МКАД Волгоградское шоссе. 23.00. Вписка у Димы.

23.02.08. 09.50. МКАД Волгоградское шоссе. 09.55. Лада (Арэо) до поста ДПС перед Балашихой. 11.10. – 11.30. Лада (Слава) до Ногинска. 11.55. – 11.35. Волга (Пётр) до начала владимирской объездной. 13.30. – 13.40. Тойота (Геннадий, Анатолий, Эдуард) до начала нижегородской объездной. 16.35. – 16.37. Волга (Андрей) до поворота на Казань в Нижнем Новгороде. 17.10. – 17.35. Вольво фура (Сергей) до Кукуштана. 25.02.08. 19.30. (+ 3 ч. к киевскому времени). – 19.35. Лада (Илья) до Перми. 20.35. Вписка у моего институтского друга Александра.

25.02.08. – 29.02.08. Прогулки по Перми, общение с одноклассницами, «пускание ностальгических слёз».

01.03.08. **.**. Выезд от пермского автовокзала автобусом до Лобаново. Пост ДПС. 12.30. – 12.35. Лада (Виталик, Макс) до Кукуштана. 13.00. – 13.10. Лада (Саша) до Кунгура, пост ДПС. 14.05. – 15.50. Волга (Андрей) до Екатеринбурга. 19.30. Вписка у Ильи.

02.03.08. Прогулка пешком до екатеринбуржской объездной ~ 5 км. 11.30. – 11.31. Лада (***) до Берёзовского11.45. – 12.00. **(что-то легковое)* (***) до Сибирского тракта. 12.10. – 12.25. Лада (**(муж с женой)*) до какой-то хилой развилки не доезжая километров 15 до Каменск-Уральского. 13.05. – 13.06. Волга (Лёха) до выезда из Каменск-Уральского. 14.00. – 14.50. Лэнд Ровер (Игорь, Таня) до поворота на Катайск, недействующий пост ДПС. 15.20. – 15.40. Лада (Валера, Иван, кот Карась) до поворота на Долматово. 16.20. – 16.35 Нива-Шевроле (Женя, Оля) до поворота на Шадринск. 17.00. – 18.20. **(что-то легковое)* (**(два мужчины)*) до развилки Курган – Ялуторовск. 19.10. – 19.15. рейсовый автобус стопом до Кургана. 21.55. вписка у Ани и Володи через Хоспиталитиклаб.

02.03.08. – 05.03.08. Прогулки по Кургану, выбивание пропусков в погранзону, катание на лошади.

06.03.08. Выезд из Кургана на рейсовом автобусе за объездную. 09.30. – 09.30. Волга (Николай) до начала тюменской объездной. 11.55. Час пешего ходу по объездной до екатеринбуржской развилки. 12.55. – 13.00. БМВ (***) до какой-то заправки. 13.10. – 13.25 Лада (Миша) до поста ДПС, Тобольский тракт. 13.50. – 13.51. Лада (Денис) до поворота на Ноябрьск пост ДПС. 07.03.08. 08.00. Завтрак в кафе.

07.03.08. 09.30. – 10.05. Вахтовка (***) до Муравленко. 11.10. – 13.05. Лада (***) до Губкинского. 14.45. Прогулка по посёлку. **.**. – 16.10. Лада (Саша) до Пурпе. 16.30. – 16.50. Тойота (Рахматула) до Пуровского. 17.50. Ночёвка в палатке.

08.03.08. 11.15. Тойота (Валентин, Оля) до Коротчаево. 12.35. – 14.55. Шевроле (Василий) до Старого Уренгоя, кафе «Курочка Ряба».

08.03.08. – 12.03.08. Дальнейшие несколько дней представляют из себя кашу в моей памяти. Были поездки от «Курочки Рябы» до Коротчаево и обратно, ночёвка на ЖД вокзале Коротчаево, поездка до Нового Уренгоя. Всё стопом. Из машин присутствовали легковушка с чеченцами, КАМАЗы, ещё какие-то легковушки, и даже микроавтобус новоуренгойского телевидения. Занимались общением со старыми и новыми знакомыми из туристической тусовки Нового Уренгоя, гулянием по городу, собственным пиаром и выбиванием пропусков на Ванкор.

13.03.08. **.**. Торчание в городе около ЖД вокзала в попытках застопить машину, через какое-то время плюнули, решили выходить из города пешком ~ 4 км. Позиция за переездом. 11.00. – 11.05. Лада (Алексей) с экскурсией на строящийся газопровод, до поворота на этот самый газопровод ~ 30 км. от Нового Уренгоя. 13.00. – 13.15. Лада (Сергей) до начала Коротчаево. 13.35. – 13.45. Нива-Шевроле (Евгений) до речного порта (контора Ванкорнефти). 13.55. Получение пропусков, поиск Интернета, прогулка по посёлку с посещением местных магазинчиков. Позиция за посёлком. 16.00. – 16.05. *** (***) до «Курочки Рябы». 16.20. – 17.00. Урал вахтобус (Саша, Руслан, Володя) до Ванкорского месторождения. Общежитие. 14.03.08. 05.00. (+ 5 ч. к киевскому времени)

14.03.08. 05.00. – 05.20. Вахтобус (***) до выездного КПП. 05.25. Общение с охранниками из Игарки. 08.00. КАМАЗ (Лёша) до Прилук 16.00. – 17.20. УАЗик (Саша, Олег) до ИГАРКИ!!! 18.00. Вписка в Детском физкультурно-оздоровительном комплексе.

14.03.08. – 19.03.08. Отстирывание от солярки наших шмоток, прогулки по Игарке, посещение сауны с бассейном, катание на «Буране» и коньках, общение с местной общественностью и телевидением, «почивание на лаврах» и многое другое.

19.03.08. ~ 17.30. Самолёт АН-24 РВ до Красноярска. 21.00. Ночёвка в аэропорту Черемшанка.

20.03.08. – 22.03.08. Прогулка по заповеднику «Столбы», вписка у Влада 24 RUS, прогулка по Красноярску, проводы Бродяги в Канск.

23.03.08. Позиция на выезде из Красноярска. 11.35. – 11.40. Тойота (Артём) до поста ДПС поворот на Емельяново. 11.50. – 11.50. Тойота-Хила минигрузовик (Сергей) до Новосибирска. 24.03.08. 00.20. (+ 4 ч. к киевскому времени) Ночёвка на ЖД вокзале.

24.03.08. ~ 06.00. Электричка. Выезд из города на трассу. Позиция за кольцевой развязкой перед аэропортом. 07.15. – 07.40. Шевроле (Валера) до ДПС Коченёво. 08.05. – 11.00. Лада (Николай) до Чулыма. 12.10. – 12.10. ДАФ (Алексей) до Омска. 21.10.

25.03.08. – 28.03.08. Болезнь.

29.03.08. Выезд из Омска. ДСК-2. 09.30. Пешком до поворота на Дружино. 10.50. – 11.00. ГАЗель микроавтобус (***) до поста ДПС Люблино. 11.30. – 11.50. Мазда (Сергей) до Уфы. 30.03.08. 12.40. (+ 3 ч. к киевскому времени)

30.03.08. Позиция перед Уфой 12.40. – 17.50. Исузу минигрузовик (Максим) до начала казанской трассы. 18.30. – 18.30. КИА (Альмир) до Набережных Челнов. 22.30. (+ 1 ч. к киевскому времени) Ночёвка в лесу.

31.03.08. Позиция за постом ДПС на выезде из города. 07.50. – 08.15. Нисан (Рустам) до Казани. 12.00. – 13.25. КАМАЗ (Игорь) до Нижнего Новгорода. 20.55. Ночёвка на ЖД вокзале.

01.04.08. Позиция за постом ДПС на московской трассе. 08.55. – 09. 20. КАМАЗ (Леонид) до Москвы, МКАД. 16.15. – 16.25. ГАЗель микроавтобус (Геннадий) до Ярославского шоссе. 16.40. – 16.50. **(что-то легковое сильно крутое)* (Сергей, Дима) до Дмитровского шоссе. 17.00. – 17.05. КИА (***) до Ленинградского шоссе. 17.15. Вписка у Странницы.

02.04.08. МКАД Ленинградское шоссе. 10.10. – 10.20. Жигули (Денис) до Ленинского шоссе. 10.55. – 10.57. Лада (Валерий) до «Мельницы». 11.00. – 11.20. ГАЗель минигрузовик (Анатолий) до Варшавского шоссе. 11.30. Подход к позиции. 11.45. – 12.10. *** (Александр) до поворота на Климовск. 12.25. – 13.20. Лада (Сергей) до Тулы, выездной пост ДПС. 15.25. – 16.35. ГАЗель минигрузовик (Павел) до Лапытково. 16.10. – 16.10. Шевроле (Андрей) до Курска, начало объездной. 19.25. – 20.05. Сканиа (Сергей) до мемориала «Курская Дуга». 21.55. – 22.10. ДЭО (Эдуард) до Белгорода. 22.35. Ночевка на ЖД вокзале.

03.04.08. ~ 08.00. Электричкой до Харькова. ~ 12.00. (киевское время). – ~ 14.00. Поездом до Донецка. 20.40. – 21.25. Встреча с туристической общественностью Донецка у Новой Столовой на Крытом Рынке.

Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта • Программирование: Юрий Жиловец
• Составление: Александр Дмитриевский
• Техническая поддержка: Вячеслав Галиченко